Как помочь учить английский «неспособному к языкам» ребенку

 

 Неспособных к языкам детей нет. Любой ребенок, который умеет говорить на своем родном языке, может овладеть английским. Однако нельзя отрицать, что выраженность способностей к языкам бывает разной, и некоторым детям изучать английский сложнее, чем другим..

Итак, если ваш ребенок в себя не верит, и если ему действительно непросто дается изучение английского, как ему помочь? Нужно сделать три вещи: заставить ребенка поверить в себя; найти подходящего репетитора и методику обучения; создать ему все условия для продуктивной учебы.

Вернуть веру в себя — это, пожалуй, самое сложное, ведь надо справиться с целым комплексом проблем. Возможно, ребенок боится насмешек в школе из-за неправильного произношения, по характеру он пессимист, родители и учителя его чаще ругают, чем хвалят… эти и многие другие факторы могут быть причиной неуверенности в себе. Очень важно убедить такого ребёнка в том, что у него обязательно получится выучить английский язык. Хвалите ребенка почаще, отмечайте даже скромные успехи. Объясните, что способности можно развить регулярными тренировками. Школьнику постарше можно рассказать о научных экспериментах выдающегося психолога А.И. Леонтьева, в результате которых было доказано, что овладеть английским языком на уровне свободного общения может любой ребенок независимо от способностей. Кстати — и это надо учесть уже родителям, те же исследования показали, что если у ребенка сложности с изучением языка, то у него либо не сформированы необходимые для обучения навыки, либо не учтены особенности его личности и характера.

Выбирая репетитора, не забывайте, что помимо отменного знания языка он должен любить детей и нравится вашему сыну или дочке. Если репетитор говорит, что у ребенка нет способностей — меняйте репетитора! Хороший преподаватель знает, что все дети способные, надо лишь найти к ученику индивидуальный подход.

В настоящее время разработано достаточно много методик и систем изучения английского языка. К примеру, хорошо себя зарекомендовали методика Гленна Домана для дошкольников и методика Валерии Мещеряковой для детей от 3 до 10 лет. Малыши чаще достигают успеха, если обучение английскому проходит в игровой форме, а школьникам полезны индивидуальные занятия. Имеет смысл посоветоваться со специалистами и дать ребенку попробовать позаниматься по разным методикам. Так вы непременно выберете ту, что подойдет ему и поможет достичь успеха.

Наконец, создание ребенку условий для изучения английского языка — важнейшая задача родителей. Следите, чтобы он занимался регулярно, но пусть учится тогда, когда ему удобно, а не «строго с трех до пяти без выходных». Поставьте в его комнате компьютер, чтобы он мог заниматься с помощью обучающих программ. Крепкий сон на удобной кровати, правильное питание, чередование сидячей работы и активных игр, прогулки на свежем воздухе — все это важно для сохранения здоровья ребенка, а наличие времени для игр, хорошие игрушки, исполнение желаний (но не потакание любым капризам) поспособствует тому, что у него будет хорошее настроение. Здоровый и веселый ребенок учится с удовольствием, и, как правило, легко справляется с любыми сложностями, в том числе и со сложностями в изучении английского языка.

 

Возрастные психологические особенности пятиклассников

 

Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.

       Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к повзрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: -упрямство, внутренние переживания,  стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость.

       Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым ( а близкие люди насмехаются и подшучивают над ними, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим.

       Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.

        И обобщая все сказанное: у ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания),  забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.

        Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое.  Все это связано с нервно-психическим состоянием.

 

Когда нужно начинать обучение ребенка иностранному языку? Этим вопросом все чаще задаются современные родители.

 

Полки книжных магазинов переполнены литературой, посвященной обучению детей раннего возраста английскому или, что реже, другим языкам. И очень часто решающим фактором при решении этого важного вопроса становится не педагогический опыт, а красочное оформление книги, наличие картинок и аудионосителей в приложении.

Однако нужно быть осторожными. Обучение детей (и взрослых тоже!) иностранному языку будет эффективным только тогда, когда и дети, и родители ясно понимают цель таких занятий. Попробуем разобраться, зачем детям иностранный язык в том или ином возрасте?

3 года

Психологи предостерегаю родителей от занятий иностранным языком с малышами в возрасте до трех лет. И хотя диагноз «задержка речевого развития» встречается реже счастливых историй про ребенка-билингва, экспериментировать все же не стоит.

Идеальный вариант для трехлетнего малыша – погружение в языковую среду с акцентом на творческую деятельность. Например, когда общение малышей с педагогом происходит только на английском языке. Рисование, лепка, конструирование, аппликация, тематические праздники, музыкальный английский, традиционные английские подвижные игры учат детей общаться, раскрывают их творческий потенциал, развивают интеллектуальные способности, инициативность и самостоятельность.

4-5 лет

Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Главное содержание общения детей заключается теперь в общем деле, сотрудничестве.

К сожалению, большинство упомянутых выше учебников по английскому языку для детей посвящены заучиванию названий окружающих предметов, цветов, животных и т.д. Дети очень быстро запоминают новые слова и … очень быстро их забывают. Поэтому занятия должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к другой культуре и другому языку, развитие коммуникативных навыков ребенка, умения выразить себя.

6 лет

Шестой год жизни является важным на пути подготовки ребенка к школе. В это время рекомендуется уделить внимание занятиям, обеспечивающим повышение работоспособности, развитие умственной активности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти, начальных форм осознанного управления своим поведением. Этому способствуют групповые занятия иностранным языком. Вообще, включенность в группу очень важна для дошкольников. Большинство психологов придерживаются мнения, что ни один взрослый не может восполнить ребенку дефицит и бесценный опыт общения со сверстниками. Родители любят своего ребенка таким, какой он есть, а в обществе он учится отстаивать себя и свои позиции. Доброжелательная обстановка  формирует позитивный настрой ребенка на общение с другими детьми и взрослыми, учит доверять людям.

7-10 лет

Изучение английского языка в младшем школьном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного и не скованного никакими барьерами общения на иностранном языке в будущем. Многие родители ошибочно считают, что серьезное изучение английского языка начнется в средней школе, когда дети будут читать и переводить большие тексты, пересказывать их, учить темы и т.п., а в начальной школе занятия английским языком – это дополнительные нагрузки. Но познание для ребенка – это настолько естественное занятие, что он практически не устает от него. Важно только соблюсти одно условие: детям должно быть интересно.

В результате коммуникативных занятий английским языком развиваются фонематический слух, память, воображение, мышление на английском языке, языковая догадка, любознательность, общительность.

Уместно в любом возрасте

Для успешного поддержания интереса к иностранному языку (а, следовательно, и активного познания), важно погрузить ребенка в детскую языковую среду не только на занятиях в языковом центре, но и дома. Можно оформить детскую в стиле страны изучаемого языка: книжки, игрушки, национальные персонажи, герои мультфильмов. Или пригласить на детский праздник клоунов и сказочных персонажей со знанием иностранного языка. А школьники с удовольствием посмотрят детские зарубежные телевизионные каналы.

Если позволяют средства, предоставьте ребенку удовольствие самому познать мир и организуйте ему практику в естественной языковой среде. Пусть он увидит, что такое другая страна и другой язык. При живом общении с иностранцами происходит обновление лексикона и разговорных фраз, тем самым у детей абсолютно снимается языковой барьер.

Так с какого же возраста целесообразно начинать обучение ребенка иностранному языку? Однозначного ответа на этот вопрос, увы, нет. Ведь иностранный язык – это не самоцель, а только средство помочь ребенку стать развитым, общительным, уверенным в себе, успешным. И стремиться к этому нужно в любом возрасте!